Эдуард Аракелян аналитик RCDS:На фоне ослабления влияния России и неопределённос…

Эдуард Аракелян аналитик RCDS:
На фоне ослабления влияния России и неопределённости в поддержке со стороны США и ЕС, Иран оказался единственным из соседей, кто твердо и открыто поддерживает позицию Армении по защите ее территориальной целостности. Иран неоднократно заявлял, что не допустит изменения границ в регионе.
В 2022 и 2023 годах Тегеран направлял войска к границе с Арменией и проводил упреждающие учения в ответ на напряжённость вокруг Сюника.
Иран предлагает Армении энергетическую и транспортную альтернативу в условиях блокады. В последние годы наблюдается значительный рост товарооборота между странами, и цель Ирана довести товарооборот до 1 млрд долларов США уже в этом году.
Военные учения — логичное продолжение этой линии, направленное на демонстрацию регионального сдерживания, прежде всего в адрес Азербайджана и Турции.
Несмотря на враждебность Ирана к США и Израилю, сближение с Тегераном несёт определённые риски для отношений Армении с Западом. Однако, учитывая критическую ситуацию в сфере безопасности, шаги Еревана оправданы: они направлены исключительно на укрепление обороноспособности, при этом Армения ясно дает понять, что никогда не станет антииранским плацдармом.
Армения не имеет договора о стратегическом партнерстве с Ираном, нет оборонного союза с Ираном и на её территории не размещены базы вооруженных сил Ирана. Армения не участвует в антиамериканской или антиизраильской пропагандистской риторике. Все это позволяет Еревану балансировать между стратегическим взаимодействием с Ираном, Индией, Францией и попытками углубить партнёрство с ЕС и США.
На практике Армения не располагает множеством альтернативных опций.
Учитывая отсутствие реальных гарантий безопасности от других игроков, Иран становится «союзником по необходимости» — единственным, кто имеет как политическую волю, так и в некоторой мере физическую возможность оказать влияние на ситуацию на границе.
Да, сотрудничество с Ираном несет определенные внешнеполитические риски. Однако альтернативой этому сотрудничеству могут стать изоляция, стратегическая уязвимость и, возможно, территориальные потери. Поэтому армяно-иранские военные учения, в каком бы то ни было формате, нужно рассматривать как реакцию на изменившуюся геополитическую реальность.
Армения не стоит перед выбором между «хорошими» и «плохими» союзниками — она выбирает между существованием и исчезновением. В условиях, когда два ближайших соседа угрожают её территориальной целостности, а формальные союзники отказываются от вмешательства, Иран остаётся единственным региональным игроком, кто готов сыграть роль регионального фактора на уровне сдерживания.
В условиях региональной нестабильности, постоянных угроз, гибридных атак со стороны более сильных соседей Армения обязана делать ставку на выживание.
CivilNet

Армяно-иранские учения – политическое послание о солидарности и реакция на изменившуюся реальность – CIVILNET

Армения и Иран провели первые совместные военные учения. Узнайте о новом этапе сотрудничества в условиях региональных вызовов.

Comments

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *