Министр иностранных дел Азербайджана Джейхун Байрамов в интервью телеканалу ITV раскрыл подробности дипломатических контактов между Баку и Ереваном, а также предложения, озвученные главой МИД России Сергеем Лавровым незадолго до подписания трехстороннего заявления 9 ноября 2020 года.
По словам Байрамова, Лавров представил краткий документ, в котором предлагалось установить режим прекращения огня без предварительных условий и без передачи дополнительных территорий за пределами бывшей Нагорно-Карабахской автономной области. Согласно этому предложению, на восточном участке линии соприкосновения должны были остаться российские миротворцы и азербайджанские подразделения, а на западном – армянские вооруженные силы совместно с российскими миротворцами.
В ночь с 9 на 10 ноября 2020 года премьер-министр Армении Никол Пашинян, президент России Владимир Путин и президент Азербайджана Ильхам Алиев подписали соглашение о полном прекращении боевых действий. Документ предусматривал сохранение сторон на занятых позициях, передачу района Акна Азербайджану до 20 ноября, а также размещение российского миротворческого контингента вдоль линии соприкосновения и Лачинского коридора сроком на пять лет. В рамках соглашения Армения также передала Азербайджану Карвачарский район до 15 ноября и Бердзорский – до 1 декабря 2020 года. Несмотря на достигнутые договоренности, режим прекращения огня неоднократно нарушался. В сентябре 2023 года, после десятимесячной блокады Арцаха, Азербайджан установил полный контроль над оставшейся частью региона.
Байрамов также рассказал о первом контакте между Ильхамом Алиевым и Николом Пашиняном, который состоялся в сентябре 2018 года в Душанбе. Тогда Алиев заявил, что конфликт должен быть решен, а «азербайджанские земли освобождены». По словам Байрамова, Пашинян занял конструктивную позицию, выразив готовность предпринять шаги для урегулирования конфликта и призвав к прекращению стрельбы на границе. В результате была достигнута договоренность об организации прямой линии связи между двумя странами для оперативного реагирования в случае обострения ситуации.
Однако уже 29 марта 2019 года, на встрече в Вене при посредничестве Минской группы ОБСЕ, Пашинян изменил свою позицию, заявив, что не может и не будет решать вопрос Карабахского конфликта. «Если я это сделаю, меня убьют», – привел он аргумент, задав Алиеву риторический вопрос. На это президент Азербайджана ответил: «Я в целом не желаю смерти никому, но это никак не может служить оправданием продолжающейся оккупации азербайджанских земель».
@alphanewsam
Подписка на Alpha News
ВК • Дзен • Сайт • TikTok • Facebook • Instagram • YouTube • X/twitter
Թողնել պատասխան