(Ближайшие полгода Армению ждут внутриполитические трансформации)
Выборы в Совет старейшин укрупненной общины Вагаршапат, состоявшиеся 16 ноября 2025 года, стали не просто электоральным событием, а важной точкой в преддверии выборов в НС. Победа партии «Гражданский договор», получившей 19 мандатов, была достигнута на фоне стратегических маневров, предпринятых властью задолго до дня голосования. Правящая партия использовала комплексный подход, сочетающий административный ресурс, финансовое стимулирование и изменение политической риторики.
За несколько месяцев до выборов (20 июня) община Вагаршапат была укрупнена путем присоединения общины Хой с несколькими прилегающими селами. Подобные административные изменения часто используются для смещения электорального баланса и размывания традиционных оппозиционных центров.
По словам кандидата от «ГД» Аргишти Мехакяна, за последние несколько месяцев перед выборами правительство выделило на субвенционные проекты в общине сумму, достигающую полмиллиарда драмов. Об этом Мехакян заявил во время больших дебатов на Общественном телевидении Армении. Это прямое финансовое вливание в инфраструктуру и социальные проекты, несомненно, оказало свое влияние на итог выборов.
Примечательно и то, что кандидат от «ГД» Аргишти Мехакян всячески избегал упоминания своей партийной принадлежности во время кампании. Вместо выборов политической силы, Мехакян стремился превратить процесс в выборы «хорошего парня с района» или «завхоза» — местного хозяйственника, который будет решать бытовые проблемы. Это позволило дистанцироваться от общегосударственной повестки, от токсичного политического ореола Никола Пашиняна и сконцентрироваться на локальном популизме.
На фоне этой стратегии, итоги выборов выглядят следующим образом: «ГД» — 19 мандатов; блок «Победа» — 12 мандатов; партия «Мать Армения» — 2 мандата. Результаты выборов явно показали, что сам факт множественного участия оппозиционных партий, участвовавших в выборах отдельно, сыграл на руку Пашиняну (порядка 7% голосов оппозиционно настроенных избирателей не ушло в копилку ни одной из партий). Более того, по оценкам аналитиков, Пашинян запустил игру нескольких «подставных политических партий», которые, будучи якобы оппозиционными, должны были забрать даже небольшой, но критически важный электорат у реальной оппозиции. Ключевую роль в этом процессе сыграла партия «Свободные демократы». Ее фактор оказался даже важнее, чем фактор партии «Республика». Партия «Свободные демократы» забрала около 4% потенциально оппозиционных голосов, фактически выступив в роли «троянского коня», что критически помогло «ГД» одержать победу. Это доказывает необходимость рационального укрупнения оппозиции до 2026 г.
Сравнение результатов кандидата от блока «Победа» Севака Хачатряна (более 10 тыс. голосов) с результатами победившей в 2021 году Дианы Гаспарян («ГД») (также порядка 10 тыс. голосов) показывает наличие значительного оппозиционного потенциала. Небольшое увеличение явки могло бы кардинально изменить баланс мандатов. В свете выявленных проблем и необходимости консолидации, ожидается, что фактор новой политической силы Самвела Карапетяна станет одним из ключевых катализаторов для укрупнения оппозиции.
Этому же должно способствовать и совершенствование работы на местах: оппозиция научилась фиксировать нарушения, но все еще не имеет действенных инструментов для их предотвращения.
Выборы в Вагаршапате 2025 года наглядно показали, как власть умеет маскировать внутриполитическую повестку, используя локальных кандидатов и административные рычаги для обеспечения победы…
Подробности в видео
@alphanewsam
Подписка на Alpha News
ВК • Дзен • Сайт • TikTok • Facebook • Instagram • YouTube • X/twitter
Թողնել պատասխան