Когда Армен Григорян, Секретарь Совета Нацбезопасности, говорит, что у “них” (у…

👉 Когда Армен Григорян, Секретарь Совета Нацбезопасности, говорит, что у “них” (у Пашиняна и Ко) были иные ожидания от ОДКБ, он либо лукавит, либо совсем уж недалекого ума.
Любой армянский прапорщик-контрактник и по совместительству таксист-геостратех скажет тебе, Карл, что даже в лучшие времена этой организации до 2014 года Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан ни за какие коврижки не направили бы свои ВС отражать агрессию Азербайджана с Турцией против Армении. Не в жисть.
Если у кого и были иллюзии о том, что союзное государство Россия-Белоруссия (здесь и далее, РоБел) согласно 4-статьи Договора направит КСОР (коллективные силы оперативного реагирования) в регион, то он должен был распрощаться с ними во время 44-х дневной войны. Ведь тогда удары агрессоры наносили и по территории РА. Мушкетерский принцип – один за всех, и все за одного, – не сработал.
Более того, даже когда в воздушном пространстве РА, вне зоны боевых действий в Арцахе, был сбит российский ударный вертолет Ми-24 (9 ноября, 2020), двое военнослужащих РФ погибли, один был тяжело ранен, оробевший РоБел проявил неудивительную недюжинную сдержанность, ибо не в первый раз – турки и Су-24 ВКС РФ сбивали над Сирией (24 ноября, 2015), и посла средь бела дня пристрелили (19 декабря, 2016), и им все, можно сказать, сошло с рук.
Тут самое время было задаться вопросом: в чем причины такой сдержанности? Я не буду выдавать здесь анализ всех российских интересов на турецком направлении, Карл, тем более, что они очевидны сейчас, как никогда, в отношениях этих frenemies. Следовательно, интересы эти перевешивают продекларированную в 4-ой статье Договора ценность, кальку 5-статьи НАТО о коллективной обороне*. После 24 февраля сего года мечтать о том, что РоБел вступит в войну против агрессии азеро-турецкого тандема, может только украинский коллега Армена Григоряна, луганский ветеринар Данилов.
Я бы многое дал, чтобы полистать транскрипт последнего заседания ОДКБ, на котором председательствовал Пашинян. Но и без этого ясно, как и в 2020 году, руководство РА не объявило войну, в стране не было введено военное положение, то есть сделано было все для того, чтобы квалифицировать агрессию как “пограничный инцидент”, что дало возможность ОДКБ, читай России, ограничиться использованием политико-дипломатического инструментария для достижения прекращения огня, дабы избежать “ловушку второго фронта”. Для чего же лукавит Секретарь СНБ РА? Это секрет Полишинеля, Карл.
Означает ли все это, что РА должна объявить развод и взять девичью фамилию? Нет, конечно. Такой идиотизм могут муссировать только пациенты Канатчиковой дачи – хзмляны и прочие саснацреры, которые в этих вопросах ни в зуб ногой. Ясно, что перебежать в лагерь коллективного Запада на таком перепутье быстро не удастся, как бы это не обещал Ара Папян. Кроме того, у коллективного Запада есть свои интересы в Азербайджане и не малые, и потребности только усиливающиеся ближе к зиме, а уж о члене НАТО Турции, c 5 июля блокирующем вступление Финляндии и Швеции, промолчу. Впрочем, кроме нее, все еще не ратифицировали четыре страны по процедурным причинам (Венгрия, Польша, Испания, и Португалия)… Два с половиной месяца. Может, они полагают, что Армению примут по ускоренной формуле? Колокольня в уксусе.
Что же тогда делать? Все то, чего не делали, не собираются, и не могут делать Пашинян и Ко: готовиться к войне, иначе она станет неизбежной и скоротечной. И тогда, народ джан, Пашинян подпишет все, даже Александропольский договор 2.0, а “мировое сообщество” выразит “глубокую озабоченность”.
* Реально 5-ая статья применялась НАТО только раз, после 9/11, других нападений на членов НАТО не было. Вот, как в такой ситуации поведет себя НАТО, нам еще предстоит, не дай Бог, увидеть. Во внутренних конфликтах, между членами НАТО, проявляли сдержанность и выражали озабоченность. Следим за островами в Эгейском море, Карл.
Артур Мартиросян
Старший консультант по переговорам, компания CMPartners, Бостон.

Comments

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *