Вторник, 19 сентября 2023 г. «У меня остались яркие и ужасные воспоминания об этом дне», — говорит 34-летняя Наира Даниелян, учительница, жившая в Мартуни, недалеко от границы с Азербайджаном.
Накануне подруга обратилась к ней за помощью в поиске сгущенного сладкого молока, хотелось испечь праздничный торт для ее дочери. Наира написала об этом в Facebook, надеясь, что у кого-то найдется лишняя банка.
«Особенно болезненно было отсутствие хлеба, отсутствие сладостей для детей. Дети плакали, требуя сладостей, и с этим ничего не поделаешь». Лекарств тоже было мало. «Мы были вынуждены вернуться к традиционным методам лечения: это растение полезно при диабете, а то — от высокого кровяного давления».
Когда Наира отправилась в банк, за сгущенкой, то помимо благодарности получила страшную новость, что готовится нападение. Родственники были настроены скептически. Однако вторжение началось. Наира и ее семья помчались в муниципальное бомбоубежище.
Муж Наиры отказался присоединиться к ней и Эдуарду в приюте. Он сказал: «Да, идет война. Но вероятность того, что мы когда-нибудь покинем Арцах, равна нулю».
«Когда я вернулась домой, муж сажал в саду кориандр», — вспоминала она. «Но даже несмотря на то, что мы слышали шум танков и другой тяжелой военной техники, я чувствовала себя спокойно. Я пошла в нашу спальню и впервые за долгое время крепко заснула. «Это мой дом», — сказала я себе».
Суровая реальность тем не менее вторглась в краткую военную идиллию Наиры Даниелян. Пришло время отправиться в единственное место, в Армению через Лачинский коридор.
«Но надо сказать честно, переход по мосту дался нам легко», — сказала Наира. «Военные встретили нас с водой и спросили, есть ли в машине ребенок. Когда мы ответили «Да», нам дали сладостей. Через несколько дней они добрались до Дилижана, где им предстояло обосноваться в новом доме.
Leave a Reply