Le Monde «Слишком стараясь избежать войны, мы в итоге получим и унижение, и войну»: между Арменией и Азербайджаном — недостижимый мир.
В деревне Киранц, в Тавушской области, живут около 350 человек. Здесь, весной 2024 года началась демаркация, ставшая первым конкретным шагом на пути к миру. Демаркация проводится на основе старых советских карт, параллельно с продолжающимися переговорами о мире. Хотя соглашение было публично объявлено в марте, его подписание по-прежнему откладывается. За всё это время удалось определить лишь 12,7 километра общей границы, при том, что её общая протяжённость превышает тысячу километров. Согласно старым советским картам, армянская сторона уступила Азербайджану четыре участка, включая земли вокруг Киранца. Через село теперь проходит стена – символ новой линии, которую местные воспринимают как унизительную и одностороннюю.
Для местных жителей это решение стало тяжёлым ударом.
По словам Гоар Варданян, 28-летней сотрудницы сельской мэрии, шесть семей лишились домов, а 58 земельных участков отошли к Азербайджану. Некоторые крестьяне вынуждены были распродать скот и полностью отказаться от своей деятельности, другие пытаются продолжать работу на значительно уменьшенных угодьях.
Гоар подчёркивает, что не выступает против самой идеи демаркации, но считает, что она должна быть справедливой и сбалансированной. Сейчас же, по её словам, уступки делает только Армения.
Эти события обнажают более широкий кризис: мир между Арменией и Азербайджаном остаётся не только формально недостижимым, но и эмоционально и политически неприемлемым для значительной части армянского общества. В атмосфере тревоги и недоверия вопросы о будущем границ, суверенитете и безопасности всё ещё остаются открытыми.
« A trop vouloir éviter la guerre, on finira par avoir l’humiliation et la guerre » : entre l’Arménie et l’Azerbaïdjan, une paix…
Après plus de trois décennies de conflit, un accord a été annoncé en mars, mais Bakou, en position de force, rechigne à le signer. Près de la frontière, les Arméniens, sans illusions, oscillent entre crainte d’une nouvelle offensive et sentiment de défaite.
Leave a Reply