Один из обсуждаемых в последние дни вопросов о том, каковы объемы торговли между Арменией и Российской Федерацией, затмил гораздо более важный аспект – содержательную сторону внешней торговли и ее динамику. О чем же свидетельствуют эти изменения?
В январе-августе текущего года внешняя торговля сократилась на 41,1 %. Уровень торговли терпел спад как в январе-июле, так и в предшествующий период. Фактически, внешняя торговля Армении продолжает свободное падение. А насколько нормально сегодняшнее падение в статистике внешнеторгового оборота? Какая его часть объективна, что является результатом политики или ее отсутствия?
Объективная сторона проблемы заключается в нейтрализации влияния реэкспорта золота: этого фактора нет, торговая статистика фиксирует значительный спад. Однако субъективная сторона заключается в том, что, несмотря на благоприятную внешнюю торговую среду, экспортный потенциал Армении фактически сократился.
Следующий вопрос, гораздо более важный, чем просто статистика, – это структура внешней торговли. Какова она и насколько она хороша или плоха, объективна или является результатом политики (или ее отсутствия)? Значительная часть внешней торговли Армении – 34,8% – приходится исключительно на Россию. На долю Евросоюза приходится 12,2% и небольшие доли — на остальные страны. Если вновь разделить объективные и субъективные факторы, то эта картина объективна, поскольку торгово-экономические связи с Россией налажены десятилетиями, мы являемся частью ЕАЭС, что также способствует росту взаимной торговли.
Субъективный вопрос заключается в том, что в любом случае такая сильная зависимость от одного коммерческого направления не удовлетворительна. И особенно заслуживает особого внимания тот факт, что эта зависимость еще больше усилилась при правительстве, которое больше всего говорило о диверсификации.
Крайне тревожно, что наблюдается и спад с основным партнером – Россией, который, однако, не компенсируется торговлей по другим направлениям. Какова динамика торговли с первым торговым партнером, и какова ситуация с возможными альтернативными маршрутами? Что здесь объективно, а что – результат политики или ее отсутствия?
Фактически, Россия — наш основной торговый партнер, но у нас наблюдается спад взаимной торговли. Не самая радужная картина и по другим направлениям. Даже если и наблюдается рост, он недостаточен, чтобы компенсировать спад торговли с основным партнером.
Подробности в видео
@alphanewsam
Подписка на Alpha News
ВК • Дзен • Сайт • TikTok • Facebook • Instagram • YouTube • X/twitter
Թողնել պատասխան