До каринтакских боев была проведена операция по взятию верхнего квартала Степана…

До каринтакских боев была проведена операция по взятию верхнего квартала Степанакерта — Кркжан.
С осени 1991 года там засела крупная группа противника и заняла удобные точки обороны. Туда стягивались лесные дороги и тропы, по которым из Шуши, Гайбалу и Кёсалар-Джангасана перебрасывались азербайджанские резервы, боевая техника и боеприпасы, для обстрелов Степанакерта с близкой дистанции и использования в перспективе, как плацдарма для наступления на Степанакерт.
В конце 1991 года встал вопрос о необходимости ликвидации в верхней части города укрепленных позиций врага, постоянная численность которого составляла 150-200 военнослужащих. Бои различной степени интенсивности и перестрелки проходили в ноябре-декабре 1991 ежедневно. Пули долетали и до центра Степанакерта, в районе парка Пятачок и центральной площади.
Атака Кркжана нашими штурмовиками началась утром 27 декабря 1991 года. В ней приняли участие несколько различных джокатов и малых боевых групп, включая Кркжанский джокат (сформированный весной 1991, командир Беник Акопян). Общая численность принявших участие в операции была примерно 260 бойцов. Координатором операции был Командос (Аркадий Тер-Тадевосян официально будет назначен командующим Сил Самообороны 4 марта 1992 и будет находиться на этой должности до августа 1992. На момент кркжанской операции должность исполнял Аркадий Карапетян “Дашнак Аго”).
Выдвижение началось со стороны армянской части квартала, продвинулось в направлениях верхней части улицы Мелик-Пашаева, а также в направлении сопки “Кобра”. Но из-за удобных оборонительных позиций и сопротивления врага, штурм не увенчался успехом и работу можно было признать провалом.
Во время декабрьского штурма мы понесли большие потери — 15 погибших, по большей части в уличных боях. Было и немало раненых (Рамис глаз потерял).
Число погибших азербайджанцев — точно неизвестно . Были взяты в плен 8 азербайджанских бойцов. Это были военнослужащие 1-го батальона 1-ой бригады. Среди пленных были командир взвода Мехман и солдаты — в основном из Баку и Сумгаита.
Также 28 декабря 1991 погиб российский журналист радио “Маяк” Леонид Лазаревич, находившийся на азербайджанской стороне и которого задело пулей.
После этого началась подготовка ко второму штурму с учетом ошибок первого. В промежутке продолжались позиционные перестрелки и неслись потери.
Второй, осмысленный штурм Кркжана начался 20 января 1992.
В нем участвовала группировка численностью около 170 бойцов. Некоторое количество групп находилось в резерве.
Координацию армянских боевых групп на этот раз вёл Самвел Бабаян (с августа 1992 года Командующий Армии Обороны Нагорного Карабаха).
План Самвела Бабаяна состоял в том, чтобы перед началом штурма и нанесения основного удара, взять под контроль дороги Кркжан-Гайбалу и Кркжан-Кёсалар. Смысл состоял в избежании лобовых атак и уличных боев внутри Кркжана.
После этого маневра и внезапного натиска с заходом в тыл азербайджанской обороны группы Вардана “Душман” Степаняна, отрезанная азербайджанская группировка оставила Кркжан и отошла в сторону Гайбалу. Кржан был свободен.
Сразу после перехода Кркжана под контроль, резервная группа Юры Оганесяна (“26-й Юра”) заняла высоту, позже названную в честь этой группы “Высота 26”.
Также были взяты под контроль лесные дороги и тропинки на Кёсалар-Джангасанском направлении.
Угроза для Степанакерта была полностью отведена 22 января 1992 года.

Comments

Թողնել պատասխան

Ձեր էլ-փոստի հասցեն չի հրապարակվելու։ Պարտադիր դաշտերը նշված են *-ով