На самом деле это не означает, что 50% всего соглашения выполнено, а лишь то, чт…

На самом деле это не означает, что 50% всего соглашения выполнено, а лишь то, что из предусмотренных на эти годы 100 мероприятий выполнено примерно 50%.
То есть, сделано значительно меньше, чем должно было быть реализовано за прошедшие годы, и эти 50% касаются выполнения конкретного отчётного периода, а не всего объёма соглашения CEPA.
Что касается либерализации визового режима, то соответствующее обещание действительно существует, но за 7,5 лет после подписания CEPA в 2017 году нынешние власти не сделали ни одного шага. Более того, было допущено отклонение от задела, оставленного Сержем Саргсяном. Диалог по либерализации виз должен был начаться давно.
Более того, в ноябре 2017 года, когда CEPA подписывался в Брюсселе в присутствии президента Сержа Саргсяна, я тоже был там, и европейские чиновники прогнозировали, что диалог о либерализации виз с Арменией начнётся в течение 2–3 лет, то есть к 2020 году. Но он стартовал с задержкой в 5 лет — только в 2024–2025 гг.
Даже армянские должностные лица сегодня признают, что процесс либерализации виз может занять ещё как минимум 5 лет. Убеждён, что на самом деле он затянется гораздо дольше — не только из-за внутриполитических процессов в ЕС и общих политических вопросов, но и из-за некомпетентности и неспособности армянских властей эффективно работать.
Решение о начале диалога по визам может быть политическим, и ЕС, по сути, принял политическое решение, чтобы «воодушевить» Никола Пашиняна, дать ему возможность заняться проектом «Евроопроса». Но окончательное решение о либерализации виз не может быть лишь политическим — так же, как и вопрос о вступлении в ЕС не может решаться только политически.
Это должно быть решение, основанное на заслугах. И как бы ни старались европейские чиновники «помочь» Пашиняну ради PR, они не смогут протолкнуть такие решения только по политическим причинам, поскольку есть чёткие критерии, соблюдаемые даже по отношению к балканским странам, Молдове и Украине.
Что касается режима «GSP+», достигнутого при Серже Саргсяне, то Армения действительно пользовалась этой преференцией. Режим «GSP+» предусматривал нулевые пошлины на экспорт порядка 6000 товарных наименований в страны ЕС. Мы пользовались этим режимом достаточно успешно, хотя, естественно, не по всем категориям товаров, ведь Армения не экспортирует 6000 наименований. Однако примерно двумя третями возможностей мы пользовались.
Когда нынешние пришли к власти, они начали «играть» с валютным курсом. Не секрет, что курс драма был искусственно укреплён. Когда драм укрепили, номинальный ВВП Армении вырос, что произошло исключительно за счёт механического перерасчёта долларовой стоимости. А режим «GSP+» применяется к странам с определённым уровнем экономического развития — к странам с низким доходом. По классификации Всемирного банка и других структур мы относились к этой категории.
В этом смысле Армения была одним из лидеров среди стран с низким уровнем дохода.
После захвата власти в 2018 году они искусственно укрепили драм, за счёт статистических манипуляций наш номинальный ВВП вырос, и три года подряд Армения попадала в категорию стран со средним уровнем дохода. А на такие страны «GSP+» уже не распространяется. То есть, из-за фальсифицированной статистики, предоставленной режимом Никола, ЕС исключил Армению из числа стран, подпадающих под действие «GSP+».
Таким образом, торговля с ЕС больше не осуществляется в рамках режима «GSP+», поскольку согласно подделанным данным о ВВП мы больше не страна с низким уровнем дохода. По самым скромным подсчётам, из-за этого Армения ежегодно теряет около 100 миллионов евро.
Вот что нужно знать о сотрудничестве между ЕС и правительством этих некомпетентных и безграмотных людей.
На самом деле существует реалистичная, взаимовыгодная и неавантюрная повестка в отношениях Армения–ЕС, есть конкретные задачи, есть фронт работы — как по реформам, зафиксированным в CEPA, так и по новым инициативам, например, присоединение к Южному Зеленому Энергетическому Коридору (South Green Energy Corridor) за счёт строительства полноценной атомной электростанции.
P.S.

Comments

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *